Положение об организации преподавания ОРКСЭ

2.Цель и задачи преподавания учебного курса
2.1. Цель комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)»
- формировать у школьников (младших подростков) мотивацию к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
2.2. Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени
основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
3. Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской
этики» в программе обучения
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается
изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной
школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим
звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С
одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета
«Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой
стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История».
Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и
светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную
связь прошлого и настоящего.
4. Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и
светской этики» (34 часа)
4 класс.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу
межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и
презентацию творческих проектов на основе изученного материала.
5. Организационные условия реализации курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
5.1. Организация преподавания курса ОРКСЭ включает подготовительный этап, основной
целью которого является работа с обучающимися и их родителями (законными
представителями).
5.2. ОУ на основе определения образовательных, культурных и религиозных
потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также

собственных возможностей учреждения образовательного процесса самостоятельно
определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.
5.3. Информирование родителей (законных представителей) об особенностях курса
ОРКСЭ может осуществляться в форме родительских собраний, консультаций, круглых
столов, индивидуальных встреч, посредством сайта ОУ.
5.4. На собраниях в 3 - 4 четверти текущего учебного года обучающихся 3 класса и их
родителей (законных представителей) знакомят с целями и задачами курса ОРКСЭ, его
месте в формировании духовных и культурных ценностей, с содержанием уроков,
формами и методами работы, особенностями каждого модуля.
5.5. Результаты выбора фиксируются протоколами родительских собраний и
письменными заявлениями родителей (законных представителей).
3.6. Реализация курса ОРКСЭ в обязательном порядке включает участие Управляющего
Совета ОУ: ознакомление общественности с содержанием курса, согласование
краеведческого компонента в содержании курса ОРКСЭ, организацию участия родителей
в реализации программы духовно-нравственного воспитания, анализ выполнения
родительского заказа.
5.7. Преподавание курса ОРКСЭ обеспечивают педагоги с необходимой квалификацией,
прошедшие соответствующую подготовку.
5.8. Для эффективной организации и ведения курса ОРКСЭ могут использоваться
электронные образовательные ресурсы:
- сайт ОРКСЭ www.orkce.org;
- федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru;
- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru.
( раздел «Культурно-историческое наследие» (произведения искусства из фондов
Эрмитажа, произведения искусства Третьяковской галереи), «Тематические коллекции»
(от Руси Киевской до Руси Московской)
дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур,
этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернетсайтах:
электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru (содержит учебные
пособия по философии, культурологии, истории, произведения классиков):
государственный музей истории религии - www.gmir.ru (содержит материал по
истории религий, искусству, имеется виртуальный музей для детей).
информация о религиозных организациях размещена на следующих интернетресурсах (информация о деятельности Православной церкви, календарные даты):
http://www.patriarchia.ru/ Официальный сайт Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат), http://www.otdelro.ru/ Отдел религиозного образования и
катехизации РПЦ;
http://www.muslim.ru Совет муфтиев России (содержит информацию о
деятельности исламской мечети, календарных датах);
http://www.buddhism.ru Российская ассоциация буддистов;
http://www.feor.ru/ Федерация еврейских общин России.
сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru;
- сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации http://www.ombudsman.gov.ru (и соответствующие сайты уполномоченных по правам
человека);
-www.openclass.ru Основной ресурс сети социально-педагогических сообществ.
5.10. Курс ОРКСЭ вести могут исключительно педагоги с необходимой квалификацией,
прошедшие соответствующую подготовку.
5.11. На изучение нового учебного курса предусмотрено 34 ч в 4 классе.
6.

Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки обучающихся по
курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
6.1. На уроках школьники будут получать домашние задания в виде вопросов, обсуждение
которых будет происходить на следующем уроке. Одна часть этих вопросов

непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволят учителю
определить, как усвоен пройденный материал. Другая - имеет нравственно-развивающий,
творческий характер. Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их
подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, других взрослых, узнаёт их
точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни.
6.2. При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценивания
уровня подготовки обучающихся. Оценка результатов по модулям предусмотрена в
основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и
коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.
6.3. Прохождение материала по предмету фиксируется в журнале успеваемости
обучающихся. По итогам года обучающийся аттестуется или не аттестуется (запись в
журнале - зачет/не зачет).
8. Срок действия Положения
Настоящее Положение действует до принятия иных нормативных документов, которые
являются основанием для внесения изменений и дополнений в данное Положение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».