опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах,
телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
- организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации,
содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
- оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной,
самообразовательной и досуговой деятельности;
- организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской культуры личности,
содействует развитию критического мышления;
- руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня;
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и
здоровьем детей;
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых
технологий;
- содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;
- осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и
публикаций), информирование руководства образовательной организации по вопросам управления
образовательным процессом;
- способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для
проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных
представителей) обучающихся:
- удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
- консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;
- консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
4. Организация деятельности библиотеки
4.1. Наличие укомплектованной библиотеки в образовательной организации обязательно.
4.2. Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент, читальный зал), может включать отделы
учебников, информационно-библиографической работы.
4.3. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно- информационных
ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами образовательной
организации, программами, проектами и планом работы библиотеки.
4.4. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку
оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или)
абсолютных размеров финансирования из бюджета образовательной организации. Денежные средства за
сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки,
подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.
4.5. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах
средств, выделяемых учредителями, образовательная организация обеспечивает библиотеку:
- гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов;
- необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и
нормативами по технике безопасности;
- ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
- библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.6. Образовательная организация создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества
библиотеки.
4.7. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки,
комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических
изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет руководитель образовательной
организации в соответствии с Уставом образовательной организации.
4.8. Режим работы библиотеки определяется библиотекарем в соответствии с правилами внутреннего распорядка
образовательной организации. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
- двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
- одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;
- не менее одного раза в месяц - методического дня.
4.9. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и
юношеством библиотека образовательной организации взаимодействует с библиотеками других
общеобразовательных учреждений города, Министерства культуры Российской Федерации (городскими
библиотеками).
5. Управление
5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и Уставом школы.
5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор школы.
5.3. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой, который несет ответственность в
пределах своей компетенции за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с
функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором
и Уставом образовательной организации.
5.4. Заведующий библиотекой назначается руководителем образовательной организации.
5.5. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист (методист) по учебным
фондам и школьным библиотекам органа управления образованием, учреждения системы переподготовки и
повышения квалификации, регионального информационного центра.
5.6. Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет руководителю образовательной организации на
утверждение следующие документы:
а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б) планово-отчетную документацию.
5.7. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку,
соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности,
подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации.
5.8. Трудовые отношения работников библиотеки и образовательной организации регулируются трудовым
договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
6. Права и обязанности библиотеки
6.1. Работники библиотеки имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания
образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе
образовательной организации и положении о библиотеке образовательной организации;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия библиотечно-библиографических знаний и
информационной культуры;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;
д) вносить предложения руководителю образовательной организации по совершенствованию оплаты труда, в том
числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг
основных обязанностей работников библиотеки.
е) участвовать в управлении образовательной организацией в порядке, определяемом Уставом образовательной
организации;
ж) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней;
з) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для
работников образования и культуры;
и) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций
или союзов;
к) продлевать срок пользования документами;
6.2. Работники библиотек обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий,
образовательными программами образовательной организации, интересами, потребностями и запросами всех
категорий пользователей;
д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой образовательной
организации;
з) отчитываться в установленном порядке перед руководителем образовательной организации;
и) повышать квалификацию;
к) соблюдать требования по нераспространению экстремистской литературы;
л) отслеживать и соблюдать порядок проведение сверок библиотечного фонда и поступающей литературы с
федеральными списками экстремистских материалов.
7. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1. Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых
библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные
документы и другие источники информации;
д) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда
библиотеки;
е) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании
электронным и иным оборудованием;
ж) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
з) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю образовательной организации.
7.2. Пользователи библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах
подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в
каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
д) ответственность за обнаруженные дефекты сдаваемых документах несет последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1
классов);
ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб
в размере, установленном правилами пользования библиотекой;
и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в образовательной
организации.
7.3. Порядок пользования библиотекой:
а) запись обучающихся образовательной организации в библиотеку производится по списочному составу класса в
индивидуальном порядке, педагогических и иных работников образовательной организации, родителей (иных
законных представителей) обучающихся – по паспорту;
б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;
г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их
возвращения в библиотеку.
7.4. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
- учебники, учебные пособия - учебный год;
-произведения, изучаемые по программе на уроках, выдаются на время изучения;
- научно-популярная, познавательная, художественная литература -14 дней;
- периодические издания - 7 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны
других пользователей.
7.5. Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются
только для работы в читальном зале.