Контрольно-измерительные варианты по истории 9 класс

Контрольная работа по истории России по теме:
«Россия в период правления Александра I»
Вариант 1
Задание 1. Выберите правильный ответ:
1. Определите содержание «Указа о вольных хлебопашцах»:
А) роспуск военных поселений и наделение всех поселенцев подушной нормой земли
Б) освобождение крепостных крестьян при желании помещика за выкуп и с наделением их землей
В) перевод части государственных крестьян в казачество с обязательным несением воинской службы
Г) перевод приписанных к заводам крестьян (по их желанию) в разряд государственных крестьян
2. Негласный комитет эпохи Александра I – это:
А) кружок близких друзей императора.
Б) комиссия по разработке конституции Российской империи
В) тайная полиция
Г) государственный орган
3. Продолжите предложение:
В 1815 г. Александр I даровал Коституцию …
А) княжеству Финляндскому
Б) царству Польскому
В) прибалтийским губерниям
Г) Бессарабии
4. В основу государственного устройства М.М. Сперанский предлагал положить принцип…
А) православия, самодержавия, народности
Б) единоначалия и коллегиальности
В) демократического централизма
Г) разделения властей.
5. Какой орган, согласно проекту Сперанского, должен был обладать высшей судебной властью?
А) Государственный совет Б) Сенат
В) Государственная дума Г) Негласный комитет
6. Выберите правильный ответ и продолжите предложение:
Восточный вопрос – это…
А) проблема установления дальневосточной границы России и Китая
в конце XVIII – XIX в.
Б) борьба России и Англии за влияние в Средней Азии в XIX в.
В) борьба европейских государств и России за территории, находившиеся под контролем Османской
империи (конец XVIII – XIX вв.)
Г) борьба России и европейских стран за влияние в Китае
7. Соотнесите войны периода правления Александра I и названия мирных договоров,
заключённых по их итогам:
1) Русско-турецкая война
А) Фридрихсгамский мир
2) Русско-шведская война
Б) Гюлистанский мир
3) Русско-персидская война
В) Ясский мир
Г) Бухарестский мир
8. Укажите место трёхдневной «Битвы народов» в 1813 г., в которой были разбиты войска
Наполеона:
А) под Берлином
Б) под Аустерлицем
В) под Лейпцигом
Г) при Ватерлоо
9. По итогам первой в начале XIX века Русско-турецкой войны Россия получила:
А) Часть Грузии и побережье Чёрного моря от реки Кубань до Поти
Б) Бессарабию
В) Дагестан и Северный Азербайджан
Г) Эриванское и Нахичеванское ханства
10. Соотнесите даты и события:
А) образование Священного союза 1) 1803 г.
Б) заключение Тильзитского мира 2) 1802 г.
В) указ «О вольных хлебопашцах» 3) 1815 г.
Г) учреждение министерств 4) 1807 г.
11. Укажите положения, относящиеся к условиям Тильзитского мира:
А) Россия присоединялась к континентальной блокаде против Англии;
Б) Создавалось Герцогство Варшавское, зависимое от России;

В) Россия признавала все завоевания Наполеона;
Г) Александр I давал согласие на брак Наполеона со своей сестрой Екатериной Павловной.
Контрольная работа по истории России по теме:
«Россия в период правления Александра I»
Вариант 2
Задание 1. Выберите правильный ответ:
1. С приходом к власти Александр I:
А) отменил амнистию заключённых;
Б) восстановил «Жалованную грамоту дворянству»
В) разрешил открытие частных типографий
Г) восстановил Тайную канцелярию
2. Какой орган, согласно проекту Сперанского, должен был обладать высшей судебной властью?
А) Государственный совет Б) Сенат
В) Государственная дума Г) Негласный комитет
3. Какой административный орган был создан в России в первой половине XIX века
А) комитет министров
Б) Государственный совет
В) Сенат
Г) Негласный комитет
4. В.П. Кочубей, А.А. Безбородко, А.С. Строганов, А.А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев. Что
объединяет эти имена?
А) это герои Отечественной войны
Б) все они входили в кружок «молодых друзей» великого князя Александра Павловича – будущего
императора
В) все они были единомышленниками Павла I
Г) русские полководцы
5. Соотнесите годы и войны периода правления Александра I:
1) 1808-1809 гг.
А) Русско-турецкая война
2) 1806-1812 гг.
Б) Отечественная война
3) 1804 – 18013 гг.
В) Русско-шведская война
Г) Русско-персидская война
6. По итогам Русско-шведской войны Россия получила:
А) Карелию Б) Аландские острова
В) Валахию Г) Финляндию
7. Определите содержание «Указа о вольных хлебопашцах»:
А) роспуск военных поселений и наделение всех поселенцев подушной нормой земли
Б) освобождение крепостных крестьян при желании помещика за выкуп и с наделением их землей
В) перевод части государственных крестьян в казачество с обязательным несением воинской службы
Г) перевод приписанных к заводам крестьян (по их желанию) в разряд государственных крестьян
8. Годы правления Александра I
А) 1801-1815
Б) 1799-1825
В) 1801-1825
Г) 1801-1829
9. Чем закончилась битва под Аустерлицем в 1805 г.?
А) русские войска разгромили турецкую армию
Б) русские войска разгромили шведов и заняли Финляндию
В) французы разгромили русско-австрийские войска
Г) Суворов нанес поражение французскому генералу Массене
10. Во главе русской армии в войне против Турции в 1811 г. был поставлен:
А) Раевский
Б) Тормасов
В) Кутузов
Г) Багратион
11. Укажите одно из направлений внешней политики России начала XIX в.
А) участие в разделах Польши
Б) возвращение смоленских земель
В) завоевание выхода в Азовское море
Г) борьба с Турцией за Балканы и с Ираном за Закавказье

Ключи и критерии оценивания работы
Вариант 1
Задание 1 -12 баллов (по 1 баллу за правильный ответ, за ответ на 10 задание-2 балла)
1.Б 2.А 3.Б 4.Г 5.В 6.В 7.Б 8.В 9.А 10.А-3,Б-4,В-1,Г-2 11.Б 12.Б
Задание 2 -5 баллов (по 1 баллу за правильный ответ)
1.Москва 2.Ополчение 3.Флеши 4.Венский конгресс 5.М.И.Кутузов
Задание 3- максимальное количество баллов 3
Вариант 2
Задание 1 -12 баллов (по 1 баллу за правильный ответ, за ответ на задание 8-2 балла)
1.А 2.В 3.А 4.Б 5.Б 6.А 7.А 8.1-в, 2-а, 3-г, 4-б 9.В 10.В 11.В 12.Г
Задание2-5 баллов (по 1 баллу за правильный ответ)
1.Березина 2.Министерства 3.Континентальная блокада 4.Ценз 5.М.М.Сперанский
Задание 3- максимальное количество баллов 3
Оценивание работы:
Максимальное количество баллов:22
«5»: 20-22 балла
«4»: 15-19 баллов
«3»: 11-14 баллов

Правление Николая Первого
1 вариант
Часть 1
1. Укажите годы царствования Николая I:
1) 1796-1801 гг.
3) 1801-1850 гг.
2) 1825-1855 гг.
4) 1825-1850 гг.
2. Главной целью своего правления Николай I считал:
1) расправу с декабристами
2) отмену крепостного права
3) укрепление существующих порядков
4) проведение политических реформ
3. В каком году был принят указ об «обязанных крестьянах»?
1) 1828 г.
3) 1842 г.
2) 1837 г.
4) 1848 г.
4. При Александре I он испытал и взлет, и падение; его высоко оценил Наполеон; Николай I за
составление Свода законов Российской империи возложил на него снятый с себя орден Андрея
Первозванного. Речь идет о:

1) П.Д. Киселеве
3) Е.Ф. Канкрине
2) М.М. Сперанском
4) С.С. Уварове
5. Какое событие произошло раньше остальных?
1)
реформа государственной деревни
2)
создание III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии
3)
указ об «обязанных крестьянах»
4)
опубликование Полного Собрания законов Российской империи
6. Кто из перечисленных деятелей был автором теории официальной народности?

1) Т.Н. Грановский
2) С.С. Уваров
3) А.Х. Бенкендорф
4) А.С. Хомяков
7. Представители общественной мысли 1830- 1850-х гг., идеализировавшие историческое
прошлое России и считавшие, что Россия имеет свой особый путь развития, отличный от
Запада:
1) декабристы
2) славянофилы
3) социал-демократы
4) западники
8. Какой период российского общественного движения можно назвать кружковым?
1) 90-е гг. XIX в.
2) первая четверть XIX в.
3) конец 1820-х — начало 1830-х гг.
4) 1850-е гг.
9. А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский известны как идеологи:
1) консерваторов
2) западников
3) революционеров-демократов
4) славянофилов
10. Прочитав «Философические письма» этого российского дворянина и отставного гвардии ротмистра,
Николай I наложил следующую резолюцию: «Прочитав статью, нахожу, что содержание оной — смесь
дерзостной бессмыслицы, достойной умалишенного...». Таковым было решено считать:

1) М.В. Буташевича-Петрашевского
2) А.С. Пушкина
3) В.Г. Белинского
4) П.Я. Чаадаева
11. Какие из указанных дат связаны с Кавказской войной?
1) 1828-1829 гг.
3) 1817-1864 гг.
2) 1853-1856 гг.
4) 1813-1814 гг.
12. В 1849 году Николай I направил свои войска для подавления восстания в:
1) Венгрию
3) Италию
2) Германию
4) Царство Польское
13. Хирург, впервые начавший проводить операции под эфирным наркозом, благодаря чему в осажденном
Севастополе были спасены тысячи раненых:

1) Н.И. Пирогов
3) Н.В. Склифосовский
2) Н.Ф. Филатов
4) С.П. Боткин
14. Герои Крымской войны:
1) П. Кошка, Д. Севастопольская
2) В. Кожина, Г. Курин
3) М. Скобелев, И. Гурко
4) Д. Давыдов, А. Фигнер
15. Какое событие произошло позже?
1)
начало Кавказской войны
2)
Заграничные походы русской армии
3)
включение Восточной Грузии в состав Российской империи
4)
подписание Парижского мирного договора
Часть 2
В1. В каких трех из перечисленных мероприятий проявилось реакционное направление политики Николая I?
1) кодификация законодательства
2) военизация управления государством
3) увеличение гимназий и уездных училищ

4) ограничение автономии университетов
5) усиление цензуры
6) стабилизация финансовой системы
В2. Установите соответствие между событиями и датами, когда они произошли.
СОБЫТИЯ
А) подавление польского восстания
Б) денежная реформа Е.Ф. Канкрина
В) реформа государственной деревни
Г) Русско-иранская война
ДАТЫ
1) 1828-1829 гг.
3) 1837-1841 гг.
5) 1826-1828 гг.

2) 1830-1831 гг.
4) 1839-1843 гг.

В3. Расположите в хронологической последовательности следующие события.
1) Синопское сражение
2) Адрианопольский мир
3) оборона Севастополя
4) подавление Венгерской революции
В4. Ниже приведены термины, связанные с историей России в начале XIX в.. Все они, за
исключением одного, относятся к внутренней политике Николая I .
1) Кодекс законов, 2) крестьянское самоуправление, 3) жандармы, 4) картофельные бунты, 5)
"обязанные крестьяне", 6)"вольные хлебопашцы"

В5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке
данные.
Правитель

Событие

Последствие

_______(А)

Александр I
Николай I
_______(Е)

деятельность
тайных
организаций
декабристов
________(В)
________(Г)
введение в
Польше
конституции

_______(Б)

создание
Священного
союза
_______(Д)
назначение на
государственные
посты только
подданных
Царства
Польского

Пропущенные элементы:
1)
Александр I
2)
восстание декабристов в Петербурге
3)
Венский конгресс
4)
отмена сословного деления общества
5)
Университетский устав 1835 г.
6)
учреждение министерств
7)
Николай I
8)
ограничение автономии университетов
9)
Университетский устав 1804 г.

Правление Николая Первого
2 вариант
Часть 1
1. Укажите годы царствования Николая I:

1) 1796-1801 гг.
3) 1825-1855 гг.
2) 1801-1825 гг.
4) 1855-1881 гг.
2. Укажите неверный ответ. Основными направлениями внутренней политики Николая I были
:
1)
укрепление роли государственного аппарата
2)
укрепление дворянского сословия
3)
введение гражданских свобод
4)
борьба с революционными настроениями
3. В каком году было опубликовано Полное собрание законов Российской империи?
1) 1825 г.
3) 1845 г.
2) 1830 г.
4) 1847 г.
4. Деятельность одного из лучших российских финансистов XIX века началась при Александре I. При
Николае I, будучи министром финансов, он сделал серебряный рубль основной денежной единицей,
поддерживал национальное хозяйство и ограждал его от иностранной конкуренции. Это:

1) С.Ю. Витте
3) И.А. Вышнеградский
2) Н.Х. Бунге
4) Е.Ф. Канкрин
5. Какое событие произошло позже остальных?
1)
реформа государственной деревни
2)
создание III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии
3)
указ об «обязанных крестьянах»
4)
опубликование Полного Собрания законов Российской империи
6. Представитель русской общественной мысли, считавший, что Россия не Запад и не Восток,
а целый особый мир:
1) С.М. Соловьев
2) М.В. Буташевич-Петрашевский
3) А.И. Герцен
4) П.Я. Чаадаев
7. Теория «общинного», или «русского социализма» включала положение:
1)
крестьянская община — готовая ячейка социалистического общества
2)
главный инициатор перемен в России — верховная власть
3)
единство объединенного вокруг царя народа
4)
историческому развитию России препятствует ее «национальное самодовольство»
8. К каким годам относится возникновение теории «общинного социализма»?
1) 1810-е гг.
2) середина 1820-х гг.
3) 1830-е гг.
4) 1850-е гг.
9. Как вечный искатель и правдолюбец, участник общественного движения 1830-1840-х гг., литературный критик и автор знаменитого «Письма к Гоголю» в историю вошел:

1)
2)
3)
4)

А.И. Герцен
В.Г. Белинский
Д.В. Веневитинов
М.А. Бакунин

10. Дворянин, выпускник Царскосельского лицея, служащий Министерства иностранных дел в середине
40-х годов XIX века, он проводил по пятницам в своем доме кружок, члены которого искали для своей
страны выход во французском утопическом социализме:

1)
2)
3)
4)

А.И. Герцен
В.Г. Белинский
М.В. Буташевич-Петрашевский
Н.В. Станкевич

11. Какие из указанных дат связаны с Крымской войной?
1) 1828-1829 гг.
3) 1817-1864 гг.
2) 1853-1856 гг.
4) 1813-1814 гг.

12. Какие государства вели военные действия против России в ходе Крымской войны?

1) Венгрия, Пруссия, Франция
2) Турция, Австрия, Пьемонт
3) Франция, Пруссия, Англия
4) Франция, Турция, Англия
13. А.П. Ермолов, И.Ф. Паскевич были полководцами во время:
1) Крымской войны
2) завоевания Средней Азии
3) Кавказская войны
4) Русско-польской войны
14. Синопский бой — последнее крупное сражение эпохи парусного флота — связан с именем:

1) П.С. Нахимова
3) В.И. Истомина
2) В.А. Корнилова
4) Ф.Ф. Ушакова
15. Какое событие произошло раньше?
1) начало Кавказской войны
2) Заграничные походы русской армии
3) восстание в Польше
4)
подписание Парижского мирного договора
Часть 2
В1. Какие три из перечисленных положений следует отнести к причинам Восточной (Крымской) войны
1853-1856 гг.?
1)
религиозный спор Католической и Православной церквей об их правах на Вифлеемский храм в
Палестине
2)
политика Англии и Франции, направленная на ослабление влияние России на Балканах и Ближнем
Востоке
3)
стремление турецкого султана согласовывать свою политику с Англией и Францией
4)
противоречия между Россией, Турцией и европейскими государствами из-за режима на черноморских
проливах
5)
помощь России балканским народам в их освободительной борьбе против Османской империи
6)
высадка английских и французских войск в Крыму

В2. Установите соответствие между именами исторических деятелей и их принадлежностью
к течениям общественной мысли.
ИМЕНА
А) П.И. Пестель
Б) М.А. Бакунин
В) К.С. Аксаков
Г) Т.Н. Грановский
ТЕЧЕНИЯ
1)
консерваторы
2)
славянофилы
3)
западники
4)
декабристы
5)
революционер- демократы
В3. Расположите следующие события в хронологической последовательности.
1)
возникновение кружка петрашевцев
2)
складывание идеологии западничества и славянофильства
3)
разработка А.И. Герценом основных положений теории "общинного" или "русского",
социализма
4)
распространение революционного движения в России

В4. Ниже приведены термины, связанные с историей России в начале XIX в.. Все они, за
исключением одного, относятся к внешней политике Николая I .
1) газават. 2) мюридизм, 3) "Спор из-за палестинских святынь", 4) "Жандарм Европы", 5)
Тильзитский мир, 6) Парижский мир
В5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке
данные.
Правитель

_______(А)
Александр I
Николай I
_______(Е)

Событие

указ "об
обязанных
крестьянах"
________(В)
________(Г)
введение в
Польше
конституции

Последствие

_______(Б)
создание
Священного
союза
_______(Д)
назначение на
государственные
посты только
подданных
Царства
Польского

Пропущенные элементы:
1) Александр I
2) помещики могли отпускать крепостных крестьян на волю с земельными участками за выкуп
3) Венский конгресс
4) реорганизация управления государственными крестьянами
5) организация военных поселений
6) Николай I
7) ограничение автономии университетов
8) Университетский устав 1835 г.
9) помещики могли отпускать крепостных крестьян на волю без выкупа, при этом земля
оставалась у помещика

Тест. Внутренняя политика Александра II
1. Александр II царствовал в
1) 1825-1845 2) 1825-1855 3) 1855-1881 4)1857-1878
2. В каком году была проведена крестьянская реформа?
1) 1837 2) 1881 3)1861 4) 1864
3. Судебную, земскую, школьную реформы начали проводить в России в
1) 1856 2) 1881 3) 1864 4)1861
4. «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени,
когда оно начнёт само уничтожаться снизу», - заявил
1) Николай I 2) Александр II 3) Александр I 4) Павел I
5. С крестьянской реформой 1861 г. были связаны новые явления в жизни крестьян:

1) барщина, оброк 2) выкупные платежи крестьянская община, 3) переделы земли 4)
право помещика покупать крестьян
6. Бессословные органы местного самоуправления, созданные в эпоху реформ
Александра II, получили название
1. губные избы 2) волости 3) губернии 4) земства
7. В чём заключалась деятельность земств?
1. в осуществлении политической власти на местах
2. в решении хозяйственных вопросов местного значения
3. в централизованном сборе общегосударственных налогов
4. в выполнении полицейских функций
8. В проведении земской и городской реформ в XIX в. царское правительство
преследовало цель
1. борьбы с террором
2. расширения представительного начала в органах местного самоуправления
3. усиления дворянского влияния в деревне и городе
4. сужения прав органов местного самоуправления
9. В результате осуществления судебной реформы в России вводились
1. состязательность судебного процесса, гласность судопроизводства
2. принцип разделения властей
3. суд помещика над крестьянами
4. военные трибуналы
10. В результате военной реформы в России в 1874г. был (-а, -о)
1) увеличено число наёмных войск 3) введён рекрутский набор в армию
2) созданы военные поселения 4) введена всесословная воинская повинность
11. Что из перечисленного относится к образовательной реформе? Укажите два
верных положения:
1. разделение гимназий на реальные и
3. издание циркуляра о кухаркиных детях
классические
4. образование 6 учебных округов
2. начало высшего женского образования
12. Народники организовали «хождение в народ» с целью
1. подготовки народного восстания
4. разрушения крестьянских общин и
2. пропаганды необходимости реформ
создания фермерских хозяйств
3. внедрения технических достижений
западных стран
13. Отметьте членов организации «Народная воля».
1. М.Бакунин, П.Ткачев, П.Лавров
2. Г.В.Плеханов, В.Засулич, Л.Дейл

3. А.Желябов, С.Перовская,
А.Михайлов

4. М.Катков, К.Победоносцев,

П.Шувалов

14. Документ, составлявшийся в ходе крестьянской реформы 1861 г. и фиксировавший
отношения помещиков с временнообязанными крестьянами
1. вексель
3. уставная грамота
2. крепость
4. кабальная запись
15. Согласно реформе в области просвещения в 60-е гг. XIX в.
1. вводилось обязательное начальное образование
2. началось развитие среднего и высшего женского образования
3. отменялась автономия университетов
4. прекращался доступ детей из низших сословий в средние учебные заведения
16. Укажите соответствие между историческими личностями России и видом их
деятельности:
Историческая личность
1. Великий князь Константин
Николаевич;
2. А.И. Герцен;
3. Д.А. Толстой;
4. В. Кокарев

Вид деятельности
а. инициатор создания Московского купеческого
банка;
б. министр просвещения, против реальных
гимназий;
в. возглавил Главный комитет по подготовке
проекта крестьянской реформы 1861 г.
г. редактор журнала «Колокол».

Тест «Внешняя политика Александра II»
1. Какое из событий внешней политики России относится ко второй половине XIX в.?
1) завоевание Кокандского ханства
3) четвертый раздел Польши
2) присоединение Финляндии
4) присоединение Восточной Грузии
2. Кто из названных полководцев сыграл важную роль в завоевании Средней Азии во
второй половине XIX в.?
1) А.А. Брусилов
3) И.И. Дибич
2) М.Д. Скобелев
4) П.И. Багратион
3. Что стало одной из причин русско-турецкой войны 1877-1878 гг.?
1) безжалостное подавление турками восстания в славянских землях
2) поддержка турками имамата Шамиля на Северном Кавказе
3) поддержка Россией греческого восстания
4) нарушение Турцией условий Парижского мира о нейтрализации Черного моря

4. Прочтите отрывок из дневника военного министра и определите название
населенного пункта, название которого в нем пропущено.
«Уже близко было к закату солнца, когда кто-то подошел ко мне и сказал, что
Государь спрашивает меня. Я встал и подошел к Государю, который вполголоса, с
грустным выражением сказал: «Приходится отказаться от __________ надо
отступить». Пораженный, как громом, таким неожиданным решением, я горячо
восстал против него, указав неисчислимые пагубные последствия подобного исхода
дела. «Кто знает, — заметил я, — в каком положении сами турки! Каковы будут наши
досада и стыд, если мы потом узнаем, что отступили в то время, когда турки сами
считали невозможным долее держаться в этом котле, обложенном со всех сторон
нашими войсками». Кажется, этот аргумент подействовал более всех других. Решено
было, чтобы войска оставались пока на взятых ими позициях, прикрылись укреплениями и не предпринимали новых наступательных действий. В таком смысле
разосланы были приказания…»
1) Адрианополь
3) Сан-Стефана
2) Плевна
4) Тырново
5. Условия мира, заключенного по итогам войны, которую вела Россия в 1877-1878 гг.,
были пересмотрены на конгрессе, проводившемся в
1) Вене
3) Берлине
2) Париже
4) Петербурге
6. Расположите в хронологическом порядке события, связанные с внешней политикой
России XIX в. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.
1) отказ России от соблюдения условий Парижского мира
2) создание «Союза трех императоров»
3) подавление русскими войсками во главе с И.Ф. Паскевичем Венгерской революции
4) создание Священного союза
7. Какие из перечисленных положений отражают содержание Сан-Стефанского
мирного договора 1878 г.? Найдите в приведенном ниже списке два положения и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) получение Болгарией статуса автономного княжества
2) нейтрализация Черного моря
3) установление контроля России над Черноморскими проливами
4) предоставление Турцией независимости Греции
5) предоставление Турцией независимости Сербии, Черногории и Румынии
8. Появление какого понятия связано с внешней политикой России второй половины
XIX в.?
1) Союз трех императоров
3) Венская система
2) Континентальная блокада
4) Священный союз
9. Кто из перечисленных исторических деятелей в 1850-1880-х гг. занимал пост
министра иностранных дел России?

1) Д.А. Толстой
2) П.А. Валуев

3) Н.А. Милютин
4) А.М. Горчаков

10. Прочтите отрывок из дневника военного министра и определите название места,
пропущенное в тексте.
«Сегодня мы поднялись с места в 6 часов утра и двинулись под прикрытием бригады
1-й пехотной дивизии. На пути получено несколько известий из Тырнова от
главнокомандующего: одно — о лихом наезде казаков на Сельви и Ловчу, другое —
об успехах генерала Гурко в Балканах. В то время, когда князь Мирский, начальник 9й пехотной дивизии, с Орловским пехотным полком пытался безуспешно пробиться
чрез… проход, сильно занятый и укрепленный турками, Гурко, после нескольких
стычек на южном склоне Балкан, овладел Казанлыком и, заняв дер. __________ взял в
тыл турецкие войска, защищавшие горный проход. Войска эти, взятые между двух
огней, бежали, побросав оружие, знамена и пушки».
1) Карс
3) Шипка
2) Плевна
4) Сухум
11. Что было одним из последствий русско-турецкой войны 1877-1878 гг.?
1) переход проливов Босфор и Дарданеллы под контроль России
2) запрет России держать флот в Черном море
3) освобождение балканских народов от турецкого ига
4) потеря Россией Южной Бессарабии
12. Кто из перечисленных полководцев был участником войны 1877-1878 гг.?
1) М.И. Кутузов
3) А.П. Ермолов
2) М.Д. Скобелев
4) В.А. Корнилов
13. Расположите в хронологическом порядке события, связанные с внешней
политикой России в XIX в. Укажите ответ в виде последовательности цифр
выбранных элементов.
1) образование в составе России Царства Польского
2) нейтрализация Черного моря
3) присоединение к России Нахичеванского и Эриванского ханств
4) подчинение Бухары и Хивы
14. Какие из перечисленных положений отражают итоги русско-турецкой войны 18771878 гг.? Найдите в приведенном ниже списке два положения и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) запрет Турции иметь флот на Черном море
2) переход Болгарии в вассальное подданство России
3) переход к России крепости Батум
4) возвращение России Южной Бессарабии
5) получение Россией исключительного права проводить через черноморские проливы
свой военный флот
15. Установите соответствие между событиями, связанными с политикой России в
Средней Азии во второй половине XIX в., и датами.

События
А) разгром русскими войсками под командованием М.Д. Скобелева
войск кокандского хана
Б) разгром войск бухарского эмира русскими войсками и вхождение
отряда К.П. Кауфмана в Самарканд
В) присоединение Ташкента русскими войсками под командованием
М.Г. Черняева
Г) организация Туркестанского генерал губернаторства

Даты
1) 1865 г.
2) 1867 г.
3) 1868 г.
4) 1875 г

16. Какой остров по Петербургскому договору с Японией 1875 г. переходил в
российские владения?
1) Новая земля
3) Сахалин
2) острова Курильской гряды
4) Родос
17. В каком году Российская империя продала территорию, Аляски Соединённым
Штатам Америки?
1) 1861 г.
3) 1875 г.
2) 1867 г.
4) 1881 г.
18. В каком году были отменены статьи Парижского договора о нейтрализации
Чёрного моря?
1) 1851 г.
3) 1871 г.
2) 1856 г.
4) 1874 г.
19. Какое событие европейской внешней политики позволило русской дипломатии
отменить нейтрализацию Чёрного моря?
1) Франко-прусская война
3) начало Первой мировой войны
2) объединение Италии
4) образование Тройственного союза
20. Какие три государства подписали в 1873 г. договор, известный как «Союз трёх
императоров»? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Англия
3) Германия
5) Бельгия
2) Россия
4) Италия
6) Австро-Венгрия
21. Когда произошло окончательное включение Средней Азии в состав Российской
империи?
1) 1875 г.
3) 1881 г.
2) 1878 г.
4) 1882 г.
22. Когда произошло окончательное включение Средней Азии в состав Российской
империи?
1) 1875 г.
3) 1881 г.
2) 1878 г.
4) 1882 г.
23. Какой край переходил в российские владения по Пекинскому договору с Китаем
1860 г.?

1) Казанский
2) Уссурийский

3) Байкальский
4) Удмуртский

24.Когда был подписан Сан-Стефанский мирный договор?
1) в 1856 г.
3) в 1882 г.
2) в 1878 г.
4) в 1892 г.

1.
2.
3.
4.

25.Граница Российской империи по Амуру, Уссури и Сунгари была установлена
по Айгунскому договору
по Сан-Стефанскому договору
по Парижскому договору
по Симодскому

Ответы на тест по истории Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война
1877-1878 гг.
1 вариант
1-1
2-2
3-1
4-2
5-3
6-4312
7-15
8-1
9-4
10-3
11-3
12-2
13-1342
14-34
15 – 4312
16 – 3
17 – 2
18 – 3
19 – 1
20 – 236
21 – 4
22 – 4
23 – 2
24 – 2
25 - 1
Проверочная работа по теме «Россия в эпоху Великих реформ» Вариант 1
1. Укажите период, когда Россией правил император Александр II.
1) 1801-1825 гг. 2) 1825-1855 гг. 3) 1855-1881 гг.
4) 1881-1894 гг.
2. Появление какого из перечисленных ниже понятий связано с Крестьянской реформой 1861г?
1) барщина 2) месячина 3) выкупные платежи
4) государственные крестьяне
3. Отметьте одно из направлений внешней политики России второй половины XIX в.
1) расширение геополитического пространства и присоединение Средней Азии
2) расширение территорий в Прибалтике 3) расширение автономии Польши
4) создание казачьих формирований по всей границе Российской империи
4. Расположите в хронологическом порядке исторические события. Запишите ответ в виде
правильной последовательности цифр, которыми обозначены исторические события.
1) отмена крепостного права 2) окончание Крымской войны 3) продажа Аляски
4) проведение судебной реформы
5. В ходе реформ 1860-1870-х гг. были образованы
1) провинции 2) земства 3) муниципалитеты 4) волости
6. Одним из итогов Судебной реформы 1864 г. стало введение
1) суда присяжных 2) военно-полевых судов 3) высшего Арбитражного суда России
4) Конституционного суда России
7. Стремление изменить существующие порядки в Российской империи путём осуществления серии
бунтов было свойственно взглядам

1) П. Н. Ткачёва 2) П. Л. Лаврова 3) Г. В. Плеханова 4) М. А. Бакунина
8. Определите два правильных суждения.
1) По итогам реформы 1861 года значительная часть крестьянства России лишилась части своих наделов.
2) Россия добилась отмены статей о нейтрализации Чёрного моря в результате войны с Турцией. 3)
Главным результатом русско-турецкой войны 1877-1878 гг. стало полное освобождение Болгарии. 4) В
результате судебной реформы возник суд присяжных.
9. Запишите название организации, о которой идёт речь:
Революционная народническая организация, возникшая в 1879 г. Члены организации вели агитацию во
всех слоях общества, организовывали террористические акты.
10. О каком русском генерале второй половины XIX века идёт речь:
Этот молодой генерал вошёл в историю как «Белый генерал» или «Ак – паши», так называли его турки.
Он бесстрашно сражался в боях, одетый в белый мундир и на белом коне, находился всегда на самых
опасных участках. Этот человек отличился ещё в военных походах в Средней Азии. И именно этого
генерала, болгарский народ считает своим национальным героем. Жизнь его оборвалась слишком рано, в
возрасте 38 лет, но не в боевом сражении…
11. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих
событий (процессов, явлений).
СОБЫТИЯ

А) подготовка военных реформ
Б) пересмотр условий Парижского
мирного договора
В) деятельность народников

УЧАСТНИКИ

1) М.А. Бакунин
2) К.С. Аксаков
3) Д.А. Милютин
4) А.М. Горчаков

12. Прочтите текст и ответьте на вопросы.
«Это известие всех страшно поразило, огорчило, ошеломило. Подробности о совершённом злодеянии
исполнили всех ужасом. Во всех слоях народа грусть, страх и изумление овладели людьми. Где и чего только не
говорили! По сёлам стали распространять слухи о том, что дворяне убили царя зач лишение их крепостных людей.
В городах пугали смутами по деревням. Даже в войсках не было совершенно спокойно. Рассказы о беспорядках
против евреев в Елизаветграде, Киеве и других южных городах усиливали общее беспокойство ... Покойного
государя любили, обожали освобождённые крестьяне и бывшие дворовые люди; но душевно были к нему
расположены и преданы в обществе все лично его знавшие и те, которые много слышали о его сердечной доброте, о
его всегдашнем расположении ко всякому доброму делу...»
1) В каком году происходили описанные в документе события? 2) Как называлась организация, причастная
к данным событиям?

Проверочная работа по теме «Россия в эпоху Великих реформ» Вариант 2
1. Укажите период, когда Россией правил император Александр II.
1) 1801-1825 гг. 2) 1825-1855 гг. 3) 1855-1881 гг. 4) 1881-1894 гг.
2. Какое из перечисленных ниже положений соответствуют содержанию «Положения о крестьянах,
вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 г.?
1) ликвидация барщины 2) временнообязанное положение крестьян до заключения выкупной сделки 3)
выкуп крестьянами личной свободы у помещиков 4) освобождение крестьян без земли
3. В ходе военной реформы 1874 г.
1) введена рекрутская система комплектования армии
2) срок службы увеличивался до 25 лет
3) введена всеобщая воинская повинность
4) созданы стрелецкие полки
4. Укажите положение Судебной реформы 1864 г.
1) отмена судов для крестьян 2) участие в судебном процессе присяжных заседателей
3) введение сословных судов 4) отмена высшей судебной власти Сената
5. Укажите одну из целей внешней политики Александра II.
1) увеличение российских владений в Европе 2) создание антифранцузской коалиции
3) выход из международной изоляции после Парижского мирного договора
4) расширение российских территорий в Маньчжурии
6. Расположите в хронологическом порядке исторические события. Запишите ответ в виде
правильной последовательности цифр, которыми обозначены исторические события.
1) введение всеобщей воинской повинности; 2) отмена крепостного права; 3) продажа Аляски
4) земская реформа.
7. Стремление изменить существующие порядки в Российской империи путём пропаганды среди
крестьян было свойственно взглядам

1) П. Н. Ткачёва 2) П. Л. Лаврова 3) Г. В. Плеханова 4) М. А. Бакунина
8. Определите два правильных суждения.
1) Участвовать в выборах в уездные земские собрания могли не только мужчины, но и женщины.
2) Мировой суд рассматривал мелкие уголовные и гражданские дела. 3) М.А.Бакунин был главным
теоретиком заговорщического направления в народничестве. 4) Реформа 1861 года дала крестьянам
личную свободу.
9. Запишите термин, о котором идёт речь.
Должностное лицо, назначавшееся из дворян для утверждения уставных грамот и разбора конфликтов между
крестьянами и помещиками в период проведения крестьянской реформы в правление Александра II.

10. Определите участников данного события:
Рано утром в приёмную петербургского градоначальника вошла девушка. На бледном, нездоровом лице выделялись
светло-серые глаза. Нахмуренные брови, сжатые тонкие губы над острым подбородком выражали твёрдую
решительность. Когда вышел градоначальник, то девушка подала ему заранее подготовленное прошение, а затем
выхватила из складок одежды револьвер и выстелила…

11. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих
событий (процессов, явлений).
СОБЫТИЯ
УЧАСТНИКИ
А) деятельность народников
1) Я.И. Ростовцев
Б) пересмотр статей Парижского мира
2) А.М. Горчаков
В) деятельность Редакционных комиссий
3) П.С. Нахимов
4) П.Л. Лавров
12.Прочтите текст и ответьте на вопросы.
«Это известие всех страшно поразило, огорчило, ошеломило. Подробности о совершённом злодеянии
исполнили всех ужасом. Во всех слоях народа грусть, страх и изумление овладели людьми. Где и чего только не
говорили! По сёлам стали распространять слухи о том, что дворяне убили царя зач лишение их крепостных людей.
В городах пугали смутами по деревням. Даже в войсках не было совершенно спокойно. Рассказы о беспорядках
против евреев в Елизаветграде, Киеве и других южных городах усиливали общее беспокойство ... Покойного
государя любили, обожали освобождённые крестьяне и бывшие дворовые люди; но душевно были к нему
расположены и преданы в обществе все лично его знавшие и те, которые много слышали о его сердечной доброте, о
его всегдашнем расположении ко всякому доброму делу...»
1) В каком году происходили описанные в документе события? 2) Как называлась организация, причастная к
данным событиям?

Тест. Общественное движение при
Александре I.Выступление декабристов9 класс
Вариант 1
1. Отметьте название первого тайного общества декабристов.
1) Союз процветания
2) Союз спасения
2. Как назывался устав организации «Союз благоденствия»?
1) Великая книга
2) Чёрная книга
3. В каком году был организован «Союз благоденствия»?1)
1818 г.
2) 1816 г.
4. Южное тайное общество декабристов возглавлял
1) Н.М. Муравьёв
2) П.И. Пестель

3) Народная расправа
4)Масонская ложа
3) Зелёная книга
4) Конституция Союза
3) 1811 г.
4) 1821 г.

3) М.М. Сперанский
4) Н.Н. Новосильцев
5. Программный документ Южного общества декабристов назывался
1) Русская Правда
2) Конституция
3) Соборное уложение
4) Великие перемены
6. Какое положение было общим для Северного и Южного обществ декабристов?

1) форма правления в России
2) отмена крепостного права
3) форма государственного устройства
4) имущественный ценз для участия в выборах
7. Укажите автора «Конституции» — программного документа Северного общества декабристов.
1) П.И. Пестель
3) С.П. Трубецкой
2) П.Г. Каховский
4) Н.М. Муравьёв
8. Кто являлся наследником престола по российскому закону после смерти императора Александра I?
1) супруга
2) брат Константин Павлович
3) брат Николай Павлович
4) государя необходимо было избрать всенародным голосованием

Тест. Общественное движение при
Александре I.
Выступление декабристов
9 класс
Вариант 2
1. В каком году было создано первое тайное общество декабристов «Союз спасения»?
1) 1816 г.
3) 1818 г.
2) 1812 г.
4) 1821 г.
2. Укажите имя основателя организации «Союз спасения».
1) П.И. Пестель
3) М.М. Сперанский
2) Н.Н. Новосильцев
4) А.И. Муравьёв
3. Какая организация была создана на основе самораспустившегося «Союза спасения»?
1) Союз процветания
3) Союз будущего нации
2) Союз благоденствия
4) Петербургский союз
4. В каком городе было создано Северное тайное общество декабристов?
1) Санкт-Петербурге
3) Москве
2) Киеве
4) Магадане
5. Какую форму правления предлагала для России программа Южного общества декабристов?
1) абсолютную монархию
2) конституционную монархию
3) республику
4) парламентскую монархию
6. Укажите автора «Русской Правды» — программного документа Южного общества декабристов.
1) М. Сперанский
3) С.П. Трубецкой
2) Н.М. Муравьёв
4) П.И. Пестель
7. Как назывался программный документ Северного тайного
общества?
1) Манифест
2) Устав
3) Конституция
4) Статут
8. Кому стали присягать в Российской империи после известия о смерти императора Александра I?
1) его брату Константину
2) его сестре Марии
3) его брату Николаю
4) его брату Михаилу

Ответы на тест по истории России
Общественное движение при
Александре I.Выступление
декабристов
9
клас
с
Вариант 1
1-2
2-3
3-1
4-2
5-1
6-2
7-2
8-2

Вариант 2
1-1
2-4
3-2
4-1
5-3
6-4
7-3
8-1

Тест по теме «Крымская война»
1. Выберите дату правления Николая I:
а) 1801-1825;
б) 1825-1855;
в) 1762-1796.
2. Укажи годы, когда проходила Крымская война:
а) 1853-1855 гг.;
б) 1855-1856 гг.;
в) 1853-1856 гг.
3. В Европе Крымскую войну называли:
а) Северной;

б) Восточной;

в) Западной.

4. На стороне Турции выступили:
а) Англия;

б) Пруссия;

в) Франция.

5. Когда произошло Синопское сражение?
а) 18 ноября 1853 г.; б) 18 октября 1853 г.;

в) 8 ноября 1853 г.

6. Кто командовал русской эскадрой в Синопском сражении?
а) В.И. Истомин;
б) В.А. Корнилов;
в) П.С. Нахимов.
7. Кто возглавил оборону Севастополя?
а) В.А. Корнилов и П.С. Нахимов; б) А.С. Меньшиков и И.Д. Горчаков; в) Э.И. Тотлебен и С.А. Хрулев.
8. Сколько месяцев длилась оборона Севастополя?
а) 10;
б) 11;
в) 12.
звали первую в русской армии сестру милосердия?
а) Даша Крымская;
б) Маша Севастопольская;
в) Даша Севастопольская.
10. Падение Севастополя предрешило поражение России в Крымской войне. Когда это

9. Как

произошло?
а) 1853 г;
б) 1854 г.;
в) 1855 г.
11. Какова судьба Черноморской эскадры русского флота в Крымской войне?
а) была разбита Турецким флотом в Синопской бухте;
б) укрылась в портах Черноморского побережья Кавказа;
в) была затоплена у входа в Севастопольскую бухту.
12. Кто из
великих русских врачей участвовал в обороне Севастополя?
а) С.И. Боткин;
б) Н.И. Пирогов;
в) Н.В. Склифосовский.
13.
Как звали героя – матроса Севастопольской обороны, подвиги которого описал в своих Севастопольских
рассказах Л.Н. Толстой?
а) Петр Кошка;
б) Иван Гаврилов;
в) Семен Шеин.
14. Установите последовательность событий:
а) Сдача Севастополя;

б) Синопское сражение;

в) Смерть Корнилова. (б, в, а)

15. Какое имя выпадает из общего логического ряда:
а) Корнилов;
б) Нахимов;
в) Ермолов.
Каковы были условия Парижского мирного договора?

16.

а) Россия выплачивала странам-победительницам контрибуцию в размере 50 млн рублей;
б) России запрещалось иметь торговый и рыболовецкий флот на Черном море;
в) Черное море объявлялось нейтральным.
17. Кризис Николаевской системы проявился в:
а) крахе финансовой системы; б) отсталости военной техники; в) доходности сельского хозяйства.
18. Николай I понимал, что главной причиной, мешающей развитию страны, была:
а) бездарность чиновников; б) крепостное право; в) несовершенство управленческого аппарата.
19. Кто изображён на портретах?

Николай I

В.А. Корнилов

П.С.Нахимов

П.М. Кошка

Тест по теме правление Александра III
1 вариант

2 вариант

1.Александр III царствовал в
1) 1848 - 1883 гг.
3) 1881 - 1894 гг.
2) 1825 - 1855 гг.
4) 1853 - 1874 гг.
2.К политике контрреформ Александра III относится
1) ограничение прав земств
2) понижение выкупных платежей
3) открытие новых университетов
4) отмена временнообязанного состояния крестьян

1. Отметьте результат внешней политики Александра III.
1) присоединение Бухарского эмирата и части Хивинского
ханствй.
2) установление границы между Россией и Китаем по фарвате
реки Амур
3) Россия от Японии получила Сахалин в обмен на 18 Курильс
островов
4) подписание секретной военной конвенции о помощи в сл

3.Основой Российской империи, по мнению
Александра III, должны быть только:
1. Народовластие, спокойствие, развитие
2. Свобода, равенство, братство
3. Самодержавие, православие, народность
4. Сила, разум, мощь
4.Какая мера была принята в годы правления
Александра III для облегчения положения крестьян
1.прекращение временнообязанного состояния
крестьян
2.разрешение свободного выхода крестьян из общины?
3.отмена выкупных платежей
4.прощение всех долгов крестьян государству
5.отметьте название манифеста, изданного
Александром III в начале правления
1. «О задачах самодержавия»
2. «О текущем моменте»
3. «О незыблемости самодержавия»
4. «О великих реформах»
6. как изменилась система выборов органов местного
самоуправления
1. снижен имущественный ценз для городского
населения
2.повышен имущественный ценз для городской курии
3.имущественный ценз полностью отменен
4. Повышен имущественный ценз для всех

нападения с Францией
2.Даты 1803 г., 1861 г., 1881-1883 гг. связаны с :
1) изменением казачества
3)процессом закрепощение крестьян
2) увеличение прав дворян
4) процессом освобождения крестьян
3.«Золотым десятилетием» русской промышленности называ
период, когда на посту министра
финансов Российской империи был:
1. С.Ю. Витте
2. Н.Х. Бунге
3. И.А. Вышнеградский
4.максимальная продолжительность рабочего дня была
определена законодательством 1879 г. и состовляла
1. 6 часов 2. 8.5 часа 3. 11.5 часа 4. 14 часов

5. как изменилась политика государства в отношении цензур
1. цензура полностью отменена
2. требования цензуры ужесточены
3.государственная цензура оставалась только для отдельных
категорий изданий , которые печатали статьи на политические
темы
4.контроль цензуры был ослаблен

6. в каком году был подписан циркуляр министра просвещен
И.Делянова, известный как «циркуляр о кухаркиных детях»
1. 1881 2. 1883 3. 1885 4. 1887

7.какое прозвище получил Александр III
1. Освободитель 2.Завоеватель
3.Миротворец 4.Арбитр

7.какое название получило взаимное повышение пошлин на
ввозимы товары России и Германии
1. война экономик 2.таможенная война
3.пограничный инцидент 4.борьба за выживание

8. какие страны сформировали Тройственный союз
1. Франция 2. Германия 3.Италия 4. Россия
5.Англия 6.Австро- Венгрия 7. Османская империя

8. какие страны сформировали союз Антанта
1. Франция 2. Германия 3.Италия 4. Россия 5.Англия
6.Австро- Венгрия 7. Османская империя

9.кто руководил операциями по присоединению
Средней Азии к России во второй половине XIX века
1.М.Скобелев 2. Ф.Ушаков 3.А.Суворов 4.Л.Корнилов

9. Какие изменения произошли на территории Средней Азии
после присоединения к России
1.передача земель в пользу земледельческих общин
2.отмена рабства
3.передача всей власти московским чиновникам
4.запрет любых верований кроме православия

10.назовите революционера, организатора и лидера
первой марксистской организации в России
1.В.Ленин 2.Д.Благоев 3.Г.Плеханов 4.А.Желябов
11.«Император Александр III за свою внешнюю
политику справедливо был прозван Миротворцем».
Используя исторические знания, приведите два
аргумента, которыми можно подтвердить данную точку
зрения, Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …

10.как называлась первая марксистская организация
1. «земля и воля» 2. «Народная воля»
3. «Черный передел» 4. «Освобождение труда»
11«Император Александр III за свою внешнюю политику
справедливо был прозван Миротворцем».
Исполь
исторические знания, приведите два аргумента, которыми мож
провергнуть данную точку зрения.
Аргументы в опровержение:
1) … 2) …

Ключ

1 вар

1
3

2
1

3
3

4
1

5
3

6
2

7
3

8
236

9
1

10
3

2 вар

1

4

1

3

2

4

2

145

2

4

Аргументы в подтверждение:
1) в
период правления этого императора Россия войн не вела
2) оформился военно-политический союз с Францией
Аргументы в опровержение:
1)
когда болгарский князь совершил переворот .Александр III был вынужден оказать давление на Баттенберга и
заставить его восстановить конституцию.
2) Русские войска продолжили свое продвижение к афганской границе, которое закончилось в 1885 г. взятием
Мервского оазиса и города Кушки.

Обобщающий тест по главе I (Всеобщая история 9 класс)
Вариант I
1) Первая в мире железная дорога была построена в (во):
а) США
в) Франции
б) Великобритании
г) Пруссии
2) Большинство либералов в первой половине XIX в. Выступало против:
а) свободы вероисповедания
в) всеобщего избирательного права
б) разделения власти
г) неограниченной свободы торговли
3) К началу XIX в. В абсолютном большинстве стран Западной Европы (два
правильных ответа):
а) была упразднена монархия и провозглашена республика
б) было введено всеобщее избирательное право
в) женщины получили избирательные права
г) сохранялось сословное неравенство
д) существовали конституции и разделение власти
е) был высокий имущественный избирательный ценз
4) Идеологи утопического социализма:
а) Шарль Фурье
г) Жозеф де Местр
б) Джон Стюарт Милль
д) Клод Анри де Сен-Симон
в) Роберт Оуэн
е) Карл Маркс
5) Творчество Клода Моне относится к:
а) романтизму
б) критическому реализму
6) Александр Белл был изобретателем:

в) импрессионизму
г) постимпрессионизму

а) граммофона
б) проволочного телеграфа

в) телефона
г) первого фотографирующего
устройства
7) Ядерная физика как новая отрасль науки появилась в результате открытий:
а) Майкла Фарадея
в) Вильгельма Конрада Рентгена
б) Джеймса Клерка Максвелла
г) Пьера Кюри и Марии СкладовскойКюри
8) Что такое классический либерализм?
а) идеология буржуазии
в) идеология рабочего класса
б) идеология среднего класса
г) идеология крестьянства
9) Отрицание государства свойственно для следующей идеологии:
а) Либерализма
в) анархизма
б) консерватизма
г) национализма
10) К причинам демографической революции нельзя отнести:
а) развитие медицины
в) создание акционерных обществ
б) улучшение питания
г) благоустройство крупных городов
11) Установите соответствие между писателем и его произведением:
а) Джордж Байрон
б) Виктор Гюго
в) Чарльз Диккенс
г) Оноре де Бальзак
д) Эмиль Золя

1) «Собор Парижской Богоматери»
2) «Жерминаль»
3) Паломничество ЧайльдГарольда»
4) «Приключения Оливера Твиста»
5) «Гобсек»
6) «Чрево Парижа»
7) «Записки Пиквикского клуба»
Впишите правильный ответ:

12) Ближайший друг и соратник К. Маркса
13) Участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав
14) Изобретатель первого паровоза
15) Как называется период вторичного правления во Франции династии
Бурбонов в начале XIX в.?
16) Промышленная революция – это ….
17) Политическая идеология – это … .
18) Прочитайте отрывки из сочинений двух политических идеологов и
определите, какой текст принадлежит либералу, а какой – консерватору
1) Мы освящаем государство, чтобы избежать всех опасностей, связанных с непостоянством
и неустойчивостью; мы освящаем его, чтобы один человек не осмелился слишком близко
подойти к изучению его недостатков, не приняв предварительно достаточные меры
предосторожности; чтобы никому не пришло в голову, что реформы следует начинать с

общего переворота; чтобы к ошибкам государства относились с таким же благоговением и
трепетом, как к ранам отца.
Общество — это действительно договор, но договор высшего порядка. Его нельзя
рассматривать как коммерческое соглашение о продаже перца, кофе и табака или любой
подобный контракт, заключенный из практической выгоды или для осуществления
незначительных, преходящих интересов, который может быть расторгнут по капризу одной из
сторон. Государство требует уважения, потому что это — объединение, целью которого не
является удовлетворение животных потребностей или решение ничтожных и скоротечных
задач. Это общество, в котором должны развиваться все науки и искусства, все добродетели
и совершенства. Такая цель может быть достигнута только многими сменявшими друг друга
поколениями — поэтому общественный договор заключается не только между ныне
живущими, но между нынешним, прошлым и будущим поколениями.

2) Никто не требует, чтобы поступки были столь же свободны, как мысли. Наоборот, даже
мысль теряет свою неприкосновенность, если при некоторых обстоятельствах может
побудить к дурному поступку. Заявления, что из-за торговцев хлебом бедняки голодают или
что собственность - это кража, могут быть напечатаны, но справедливо подлежат наказанию,
если высказаны перед возбужденной толпой у дома торговца. Любой акт, причиняющий без
должного основания вред другим, может, а иногда и должен сдерживаться словом и, если
нужно, активным вмешательством. Нельзя вредить другим лицам - так ограничивается
свобода личности. Но если, действуя согласно своим наклонностям и мнениям, человек не
задевает прочих, ему следует позволить осуществлять свои мысли за свой собственный счет
- по тем же причинам, которые требуют свободы мнений.

Обобщающий тест по главе I (Всеобщая история 9 класс)
Вариант II
1) Р. Фултон был изобретателем:
а) паровоза
в) проволочного телеграфа
б) парохода
г) фотоаппарата
2) Пауперизация – это:
а) массовое переселение крестьян в города
б) обнищание народных масс в результате роста безработицы и капиталистической
эксплуатации
в) социальное законодательство, направленное на защиту прав рабочих
г) быстрый рост населения в результате снижения смертности при сохранении
высокой рождаемости
3) Западные и Европейские государства, в которых существовала республиканская
форма правления в начале XX в.:
а) Испания
г) Нидерланды
б) Италия
д) Швейцария
в) Франция
е) США
4) Идеологи консерватизма:
а) Джон Стюарт Милль
г) Пьер-Жозеф Прудон
б) Жозеф де Местр
д) Эдмунд Бёрк
в) Шарль Фурте
е) Фридрих Энгельс
5) Основоположник философии позитивизма:
а) Ф. Ницше
в) Г.В.Ф. Гегель
б) О. Конт
г) М. Вебер
6) НЕ является представителем романтизма:
а) Ф. Гойя
б) К. Моне

в) Т. Жерико
г) Э. Делакруа
7) В какой философии важными ценностями являются семья, религия и мораль?
а) либерализм
в) консерватизм
б) радикализм
г) социализм
8) Отрицание вмешательства государства в экономику свойственно для
следующей идеологии:
а) либерализма
в) анархизма
б) консерватизма
г) национализма
9) Распространение строительства железных дорог было возможно благодаря:
а) развитию медицины
б) создание акционерных обществ и развитие системы банковского кредита
в) улучшению питания людей
г) изобретению парохода
10) Романтизм как направление в искусстве сложился:
а) на рубеже XVIII – XIX вв.
в) в 1860-е гг.
б) в 1830-е гг.
г) в конце XIX в.
11) Установите соответствие между учёным и его достижением:
а) Луи Пастер
1) открытие электромагнитной
б) Пьер Кюри
индукции
в) Майкл Фарадей
2) открытие возбудителя туберкулёза
г) Роберт Кох
3) открытие первых радиоактивных
д) Мария Склодовская-Кюри
элементов
4) открытие возможности
предохранения пищевых продуктов от
порчи посредством нагревания до
определённой температуры
5) работа над созданием вакцин
против опасных болезней
Впишите правильный ответ:
12) Основатель учения об эволюции живых организмов в результате
естественного отбора
13) Название международных социалистических организаций, первая из которых
была основана К. Марксом, а вторая – его последователями после его смерти
14) Основной закон государства
15) Автор Устава и Манифеста Международного товарищества рабочих
16) Социальная мобильность – это … .
17) Либерализм – это … .
18) Прочитайте отрывок из программного манифеста, написанного в 1848 г., и
назовите его авторов:
Коммунисты повсюду поддерживают всякое революционное движение,
направленное против существующего общественного и политического строя.

Во всех этих движениях они выдвигают на первое место вопрос о собственности, как
основной вопрос движения, независимо от того, принял ли он более или менее
развитую форму.
Наконец, коммунисты повсюду добиваются объединения и соглашения между
демократическими партиями всех стран.
Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они
открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного
ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие
классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в
ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

Ответы:

Вариант 1:
1) б
2) в
3) б, д
4) а, в, д
5) в
6) в
7) г
8) а
9) в
10) в
11) А3, Б1, В47, Г5, Д26
12) Ф. Энгельс
13) Суфражистки
14) Дж. Стефенсон
15) Реставрация
16) Промышленная революция – это
переход от преимущественно

аграрной экономики к
индустриальному производству, в
результате которого происходит
трансформация аграрного общества в
индустриальное.
17) Политическая идеология - это
определенный этический набор
идеалов, принципов, доктрин, мифов
или символов определённого
общественного движения, которые
объясняют, как должно быть устроено
общество
18) 1- консерватор, 2 – либерал

Вариант 2:
1) б
2) б
3) в, д, е
4) б, д
5) б
6) б
7) в
8) а
9) б
10) а
11) А4,5, Б3, В1, Г2,5, Д3
12) Ч. Дарвин
13) Интернационал
14) Конституция
15) К. Маркс
16) Социальная мобильность – это
возможность перейти из одной
общественной группы в другую
17) Либерализм - философское и
общественно-политическое течение,
провозглашающее незыблемость прав
и индивидуальных свобод человека
18) К. Маркс и Ф. Энгельс

9 класс
Итоговый тест по истории нового времени
1. Привести в соответствие даты и события:
А. Даты
Б. События
1) 1814-1815
А) франко-прусская война
2) 1848-1849
Б) англо-бурская война
3) 1870-1871
В) Венский конгресс
4) 1861-1865
Г) революции в Европе
5) 1899-1902
Д) Гражданская война в США
2. Привести в соответствие страны и события:
А. Страны
Б. События
1) Англия
А) восстание карбонариев
2) Франция
Б) чартистское движение
3) Германия
В) аболиционизм
4) Италия
Г) восстание сипаев
5) Индия
Д) объединение «железом и кровью»
6) США
Е) консульства
3. Дайте определение терминам:
А) гомстед; Б) тред-юнионы; В) индустриальное общество; Г) капитал;
Д) метрополия; Е) монополия; Ж) пацифизм; З) протекторат
4. Назовите страны, в которых проявили себя следующие деятели:
А) Мэйдзи; Б) Наполеон Бонапарт; В) Отто фон Бисмарк; Г) Джузеппе Гарибальди; Д)
Дэвид Ллойд Джордж; Е) Жорж Клемансо; З) Авраам Линкольн; И) Симон Боливар; К) Хун
Сюцюань.
5. Приведите в соответствие область культуры и деятелей:
А. Область культуры
Б. Деятель
1) наука
А) Д. Байрон, В. Гюго, О. Бальзак, Э. Золя
2) литература
Б) Ф. Шопен, Д. Верди, Ф. Шуберт, Ж. Бизе
3) живопись
В) М. Фарадей, Н. Бор, Д. Максвелл, Ч. Дарвин
4) музыка
Г) Ф. Гойя, Ж. Милле, О. Домье, Э. Делакруа, В. Гог
6. Какие изменения происходили в международных отношениях в Х1Х – начале ХХ веков?
Укажите их причину.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».