Пояснительная записка
В 2024-2025 учебном году в школе составлен учебный план в соответствии с:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Решение заседания коллегии Министерства образования и науки Республики
Башкортостан «Об организации изучения предметной области «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» («Родной язык и родная литература») при
введении обновленных федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования» от 24.04.2023 года.
Письмо Министерства образования и науки Республики Башкортостан от
24.04.2023 №01-05/524 «Об изменении и дополнении к Информационнометодическому письму о введении федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего и основного общего образования, направленному
письмом Министерства от 21 февраля 2022 года №04-05/197 «О направлении
методических рекомендаций»»
Приложение к решению заседания Коллегии Министерства образования и науки
Республики Башкортостан от 24.04.2023 «Методические рекомендации по
разработке учебных планов общеобразовательными организациями Республики
Башкортостан, реализующими образовательные программы начального общего,
основного общего и среднего общего образования, с учетом региональных,
национальных и этнокультурных особенностей Республики Башкортостан, в
условиях введения федеральных основных общеобразовательных программ и
реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 07.04.2023 № 244 "О
внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 2 декабря 2022 г. № 1053"
Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 "О направлении
информации" (Методические рекомендации по введению федеральных основных
общеобразовательных программ)
Письмо Министерства образования и науки Республики Башкортостан от
18.01.2023 №01-05/50 «О направлении информации о введении федеральных
основных общеобразовательных программ»
Информационно-методическое письмо Министерства просвещения РФ № 03-871
от 17.06.2022 г. об организации внеурочной деятельности «Разговор о важном»
Письмо Министерства просвещения РФ № ТВ-1290/03 от 05.07.2022 г.
«Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности в рамках
реализации обновленных ФГОС начального и основного общего образования»
Внесение изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления
предельного срока использования исключенных учебников"(зарегистрирован
01.11.2022 № 70799)
Приказом Минпросвещения РФ от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении ФОП
НОО»
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021г. №
115;
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 № 286;
Письмо Министерства просвещения РФ № ТВ-2859/03 от 21.12.2022 г. «Об отмене
методических рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в
недельный объем учебной нагрузки обучающихся образовательных учреждений»
Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «Об изучении родных языков из
числа языков народов Российской Федерации».
Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013 г. №696-з «Об образовании в
Республике Башкортостан»;
Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона
"Об образовании в Российской Федерации" от 03.08.2018 N 317-ФЗ (последняя
редакция)
Закона Республики Башкортостан от 15.02.1999 г.№216-з «О языках народов
Республики Башкортостан»
Закона Российской Федерации от 25.10.1991 г.№1807-1 «О языках народов
Российской Федерации»;
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях, (далее - СанПиН 2.4.2.3648-20);
Внеурочная деятельность (для 1-4 классов) является неотъемлемой частью
образовательного процесса в МАОУ Школа №100, осуществляемая в формах, отличных
от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования,
и предоставляет
обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их
развитие в таких формах как экскурсии, кружки, секции, посещение театров,
конференции, олимпиады, соревнования, общественно полезные практики. Основной
принцип внеурочной деятельности – добровольность выбора ребёнком сферы
деятельности, удовлетворение его личных потребностей, интересов. Время, отведённое на
внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся.
Назначение плана внеурочной деятельности — психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной
адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План
внеурочной деятельности формируется образовательной организацией с учетом
предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и
содержания учебных курсов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие:
1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы начального общего образования;
2) совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных
умений в разновозрастной школьной среде;
3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей участников;
5) развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление
качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение
договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность;
становление умений командной работы;
6) поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
7) формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
младшего школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы
представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания
обучения образовательная организация учитывает:
— особенности образовательной организации (условия функционирования, тип
школы, особенности контингента, кадровый состав);
— результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся,
проблемы и трудности их учебной деятельности;
— возможность обеспечить условия для организации разнообразных
внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
— особенности информационно-образовательной среды образовательной
организации, национальные и культурные особенности региона, где находится
образовательная организация.
Возможные направления внеурочной деятельности и их содержательное
наполнение
Предлагаемые направления внеурочной деятельности являются для образовательной
организации общими ориентирами и не подлежат формальному копированию. При отборе
направлений внеурочной деятельности каждая образовательная организация
ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования, психологопедагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни
успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации
могут привлекаться родители как законные участники образовательных отношений.
Направления и цели внеурочной деятельности
1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие
школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом
соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное
изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению
проектов.
направлена
на
совершенствование
3. Коммуникативная
деятельность
функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и
словесного творчества.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как
система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества,
способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также
становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.
5. «Учение с увлечением!» создает условия для формирования и развития
функциональной грамотности у детей от 6 до 11 лет.
6. Социальное направление формирует взгляды школьников на основе
национальных
ценностей
через
изучение
центральных
тем:
патриотизм,
гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим
требованиям:
— целесообразность использования данной формы для решения поставленных
задач конкретного направления;
— преобладание
практико-ориентированных
форм,
обеспечивающих
непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в
том числе совместной (парной, групповой, коллективной);
— учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или
иное направление внеучебной деятельности;
— использование форм организации, предполагающих использование средств
ИКТ.
Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть следующие:
учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии;
соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, миниисследования; общественно полезные практики и др.
К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и
учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная
деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и
на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной
деятельности. Это может быть, например, спортивный комплекс, музей, театр и др.
При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной
организации в этой работе могут принимать участие все педагогические работники
данной организации (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальные
педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопед, воспитатели, библиотекарь
и др.).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в
части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в
художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий
внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании
единых форм организации.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как
правило, основной учитель, ведущий класс начальной школы, завуч начальных классов,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Основные направления внеурочной деятельности
1. Спортивно-оздоровительная деятельность
Физическая культура
Форма организации: спортивная студия: учебный курс физической культуры.
Ритмика
Форма организации: спортивная студия
2. Проектно-исследовательская деятельность
«Я – исследователь!»
Цель: формирования у обучающихся умения поставить цель и организовать ее
достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям,
критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Форма организации: факультатив.
«Родной край»
Цель: осознанное принятие обучающимися традиций, ценностей, особых форм
культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края.
Форма организации: факультатив.
3. Коммуникативная деятельность
Профориентация
Цель: способствовать воспитанию у детей представлений о разных профессиях как
главной человеческой ценности.
Форма организации: дискуссионный клуб, мероприятия-соревнования,
факультативный курс.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность
«Изобразительное искусство»
Цель: развитие у младших школьников творческих способностей, интереса к
изобразительной деятельности, желания передавать свое отношение к художественным
произведениям средствами книжной иллюстрации.
Форма организации: творческая мастерская, конкурсы рисунков, выставки работ
участников.
«Музыка»
Цель: расширение музыкального кругозора, знаний обучающихся о музыкальном
творчестве, произведениях народной и авторской музыки, развитие воображения,
способности передавать свои впечатления от прослушивания музыки разных форм и
жанровых особенностей, формировать эстетические вкусы и идеалы.
Форма организации: музыкальный салон, концертные программы, хоровая студия,
студия народных инструментов.
5. «Учение с увлечением!»
Формирование функциональной грамотности «Ступеньки в большой мир:
Реальная жизнь»
Цель: формирование и развитие функциональной грамотности, т.е. способности
решать реальные жизненные задачи, умения посмотреть на вещи или явления с разных
точек зрения и найти оптимальное решение в той или иной ситуации.
Форма организации: факультатив, учебная лаборатория.
6. Социальное направление.
«Разговор о важном»
Цель: воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и
патриотическое воспитание на основе национальных ценностей, совершенствование
навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений, развитие навыков
совместной деятельности, повышение общей культуры обучающихся, углубление их
интереса к изучению и сохранению истории и культуры России, формирование культуры
поведения в информационной среде.
Форма организации: дискуссионный клуб (классный час).
При организации внеурочной деятельности школа
может использовать как
собственные ресурсы, так и возможности учреждений дополнительного образования,
культуры, спорта и других организаций.
Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности
независимо от продолжительности учебной недели может быть не более 10 часов на
одного обучающегося.
Учебный план определяет количество учебных занятий за 4 года на одного
учащегося – не более 1320 часов (не более 34 часов в неделю).
Внеурочная деятельность
Направление
Название курса
Спортивно-оздоровительная
деятельность
Если хочешь быть
здоров…
Ритмика
Проектно-исследовательская
деятельность
1а,б,в
2а,б,
в
3а,б,
в
4а,б
Всего
1
1
1
1
1
1
Я – исследователь!
0,5
0,5
1
Родной край
0,5
0,5
1
1
Коммуникативная
деятельность
Профориентация
1
1
1
1
4
Художественно-эстетическая
творческая деятельность
Изобразительное
искусство
0,5
0,5
0,5
0,5
2
Музыка
0,5
0,5
0,5
0,5
2
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
5
6
6
6
24
165
204
204
204
777
Формирование
функциональной
грамотности «Ступеньки в
большой мир: Реальная
жизнь»
Классный час «Разговор о
Социальное направление
важном»
Итого количество часов в неделю
«Учение с увлечением!»
Итого количество часов в год