Пояснительная записка.
Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую
актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с
нарушениями в психическом и соматическом развитии. Значительное место среди этих детей занимают именно дети
с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности.
Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений.
ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и
психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социальносредовых и психологических факторов. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с
задержкой
психического
развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся
неоднородностью и полиморфизмом.
В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не
дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под
руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного
вхождения в социальную среду.
В соответствии с ФГОС НОО важнейшей задачей является обеспечение условий для индивидуального развития
всех учащихся. Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
начального общего образования диктует внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы
комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной
образовательной программы начального общего образования, нацеленной на преодоление недостатков в
физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, учитывая особые
образовательные потребности детей с ОВЗ. Все это обусловило создание программы индивидуального
сопровождения ребенка с задержкой психического развития как части адаптированной основной
общеобразовательной программы.
Программа коррекционно-развивающих занятий разработана и составлена по результатам диагностики
познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающейся, в соответствии с нормативно-правовыми
документами, а также в соответствии с психологическим заключением и рекомендациями ПМПК для группы 7.1,.
Дети ОВЗ 7.1 нуждаются в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и
социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
При составлении занятий учитываются индивидуально-психологические и возрастные особенности ребенка,
опираясь на зону его ближайшего развития.
В результате психологического обследования как правило у обучающихся выявляются:
В поведении отмечается напряженность, неадекватные эмоциональные реакции – смех без видимых поводов,
проявление негативизма и отказа от выполнения заданий, демонстративность.
У обучающихся недостаточно сформирована сфера общих знаний, трудности в назывании домашнего адреса, имя, отчество
родителей, места нахождения. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в
основных понятиях времени, затрудняется в установлении причинно-следственных отношений между явлениями
действительности.
Исследование нейродинамических показателей психической деятельности показало низкую умственную работоспособность и
концентрацию внимания (по сравнению с нормативными данными в пробе Шульте для данной возрастной группы). У детей
наблюдаются истощаемость и флуктуации умственной работоспособности.
При исследовании предметного гнозиса наблюдается импульсивность, фрагментарность восприятия и его неполная
сформированность.
В эмоционально-личностной сфере наблюдаются негативные эмоциональные переживания, связанные с одноклассниками,
иногда проявляется агрессивность по отношению к другим, которая выражается нецензурной лексикой в письменной и устной
речи.
Слабо развита мелкая моторика рук, трудности удержания двигательной программы, ее упрощение. Ведущая рука левая.
У детей преобладает наглядно-образное мышление, а словесно-логическое развито на низком уровне. Дети испытывают
трудности в дифференциации общего и различного, осуществляя умственные операции сравнения, обобщения, классификации.
При назывании пятого лишнего предмета не может правильно определить признак обобщения, долго размышляют. Ии
требуется постоянная организующая помощь в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал.
Отмечается наличие бедного и малодифференцированного словарного запаса, который активизируется с трудом, употребление
многих слов в приближённом значении.
Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно полно. Как правило, дети не принимают активного
участия в ходе урока, часто пассивны, отвлечены. Самостоятельно применить изученный материал на уроке не могут. Объём
оперативной и долговременной памяти не соответствует в полной мере возрастным нормам.
Цель коррекционно-развивающих занятий – развитие когнитивной сферы обучающегося через коррекционноразвивающую работу по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы для подготовки к восприятию нового
учебного материала в среднем звене.
Задачи:
1. Развитие высших психических функций познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение,
речь).
2. Развитие
личностных компонентов познавательной
деятельности
(познавательная активность, произвольность,
самоконтроль).
3. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
4. Развитие коммуникативных навыков.
5. Охрана и укрепление психологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация
эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.
Специфические задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР
1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: артикуляционного аппарата, фонематического слуха,
мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.
2. Обогащение кругозора, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей
действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал.
3. Формирование учебной мотивации.
4. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность,
произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.
5. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании,
планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.
6. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения,
практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).
7. Организация благоприятной социальной среды.
8. Системный и планомерный контроль за развитием обучающихся с ЗПР педагогами - членами психолого-педагогического
консилиума школы.
Занятия построены с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:
1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление
трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих
(стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
2. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах: началу коррекционной работы предшествует
этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития,
сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из
ближайшего прогноза развития.
3. Принципы общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
4. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие–
либо препятствия. Их преодоление способствует развитию обучающегося, раскрытию возможностей и способностей. Каждое
задание проходит ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности доступен конкретному ребенку. Это позволяет
поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
5. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащейся
развивался навык переноса обработки информации, следовательно механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия
решения
6. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали
благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Методы и приемы работы с ребенком ЗПР:
В коррекционно-развивающей работе применяются следующие приемы и методы:
использование дозированной педагогической помощи (обучающей, стимулирующей, организующей, направляющей);
пошаговость предъявления материала,
использование заданий в наглядно-действенном и наглядно –образном плане,
речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения,
учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей,
эмоционально окрашенная подача материала.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.
Основные направления коррекционной работы:
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа.
2. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков анализа, обобщения;
- навыков группировки и классификации;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами,
явлениями и событиями).
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.
5. Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
6. Развитие межполушарного взаимодействия.
Структура программы
Программа разделена на четыре этапа, взаимоинтегрированных друг в друга:
1. Развитие когнитивной сферы: внимание (8 часов)
2. Развитие когнитивной сферы: память (7 часов)
3. Развитие когнитивной сферы: мышление (10 часов)
4. Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков: формирование позитивной «Я – концепции»,
самопознание своих ресурсов, минимизация личностной тревожности (7 часов).
Диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы входная и итоговая .Диагностика
проводится на основе применения Луриевской батареи нейропсихологических тестов, адаптированных для детского возраста.
Программа состоит из 34 занятий. Продолжительность занятий 40-45 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты реализации программы
положительная динамика личностного, эмоционального развития учащегося;
положительная динамика развития когнитивной сферы;
отсутствие отрицательной динамики психофизического развития учащейся с ЗПР;
эффективное социальное взаимодействие здоровых детей и обучающейся с ОВЗ, выражающееся в совместном участии в
различных мероприятиях, толерантном отношении друг к другу.
Средства контроля коррекционно-развивающих занятий
В целях отслеживания результатов работы, с обучающимися проводится комплексная диагностика сформированности
познавательной и эмоционально-волевой сфер. Диагностика состоит из 3-х этапов – первичной, промежуточной, итоговой.
Результаты исследований отмечаются в «Карте индивидуального развития обучающегося».
Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком и составляется дальнейший
алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях
преемственности психологического сопровождения ребенка.
Составляются рекомендации для педагогов, направленные на получение позитивных результатов при обучении.
Эффективная динамика развития ребенка с ЗПР намечается тогда, когда своевременно реализуется необходимая
психологическая коррекция, медицинское лечение, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности,
неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности.
Тематическое планирование коррекционно – развивающих занятий.
№
п\п
Дата
Тема
Содержание
1.
10.2023
Входная
диагностика
Диагностика особенностей когнитивной и
эмоционально – волевой сферы
2.
10.2023
«Учимся образно Вводная часть
мыслить!»
Настрой на занятие.
«Мозговая гимнастика «Сова», самомассаж
кистей рук
Основная часть
Задание 1. «Запомни фигуры»
Задание 2. «Логический квадрат»
Задание 3. «Обводи точно»
Когнит. упр. «Организация рабочего места»
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Планируемые результаты
Колво
занят
ий по
теме
Оценка
индивидуальных 1
особенностей обучащихся
Развитие
зрительной 1
опосредованной памяти.
Развитие
логического
мышления.
Развитие
произвольности
движений.
3.
10. 2023
«Учимся
Вводная часть
обобщать и делать Настрой на занятие.
выводы!»
Мозговая гимнастика «Ленивые восьмерки»,
растяжка «Струночка»
Основная часть
Задание 1. «Четвертый лишний»
Задание 2. «Письмо инопланетянина»
Задание 3. «Найди девятый»
Когнит. упр. «Послушать тишину»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Развитие мышления (процессы 1
обобщения).
Развитие
опосредованной
памяти.
Развитие
мышления
(установление
закономерностей).
4.
5.
6.
10. 2023 «Учимся
устанавливать
закономерности!»
Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая
гимнастика
«Шапка
для
размышлений», дыхательное упражнение
Основная часть
Задание 1. «Поверни квадрат»
Задание 2. «Найди девятый»
Задание 3. «Пишущая машинка»
Релаксация «Ковер –самолет»
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
11. 2023 «Учимся логично Вводная часть
мыслить!»
Настрой на занятие.
Мозговая
гимнастика
«Качание
икр»,растяжка «Звезда»
Основная часть
Задание 1. «Свяжи слова»
Задание 2. «Найди четвертый лишний»
Задание 3. «Закончи рисунок»
Коммуникат
упр.
«Организация
пространства листа»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
11. 2023 «Учимся
себя Вводная часть
контролировать!» Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Точки равновесия»,
дыхательное упражнение.
Основная часть
Задание 1. «Муха»
Задание 2. «Бери осторожно»
Когнит. упр. «Чаша доброты»
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Развитие внутреннего плана 1
действия. Развитие мышления
(установление
закономерностей).
Развитие
произвольного
внимания (устойчивость).
Развитие
ассоциативного
обобщающего мышления.
Развитие воображения.
и 1
Развитие внутреннего плана 1
действия.
Развитие
произвольности
движений.
7.
8.
9.
11.2023 «Секреты
мнемотехники!»
Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Точки Кука»,
растяжка по осям, дыхательное упражнение
Основная часть
Задание 1. «Запомни сочетания фигур»
Задание 2. «Раздели на группы»
Задание 3. «Фигуры и значки»
Релаксация «Пляж»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
11.2023 «Учимся
себя Вводная часть
контролировать!» Настрой на занятие.
Мозговая
гимнастика
«Перекрестные
движения», дыхательное упражнение
Задание 1. «Выбери главное»
Задание 2. «Совмести фигуры»
Задание 3. «Знай свой темп»
Когнитивн. упр. «Моя рука, твоя рука»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
1
Развитие зрительной памяти.
Развитие
вербального
мышления.
Развитие
пространственных
представлений.
12.2023 «Учимся мыслить
по аналогии!»
Развитие словесно-логического 1
мышления (аналогии).
Развитие внутреннего плана
действия.
Развитие
произвольности
движений (умение затормозить
движение).
Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Качание головой»,
растяжка с дыханием
Основная часть
Задание 1. «Назови четвертое слово»
Задание 2. «Муха»
Задание 3. «Запретное движение»
Когнитивн. упр. «Лабиринт»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Развитие словесно-логического 1
мышления
(выделение
существенных признаков).
Развитие внутреннего плана
действия.
Развитие
произвольности
движений
(помехоустойчивость).
10.
11.
12.
12.2023 «Учимся
сравнивать
обобщать!»
Вводная
часть
и Настрой на занятие.
Мозговая
гимнастика
«Перекрестные
движения»,
дыхательное
упражнение,
самомассаж ушных раковин.
Основная часть
Задание 1. «Одинаковое, разное»
Задание 2. «Не путай цвета»
Задание 3. «Что это?»
Релаксация «Парусник»
Когнитивн. упр. «Найди фигуру»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
12.2023 «Размышляй-ка!» Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Ленивые восьмерки»,
растяжка «Струночкка»
Основная часть
Задание 1. «Объедини по смыслу»
Задание 2. «Найди фигуры»
Когнитивн. упр. «Потянулись – сломались»,
«Поза»
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
12.2023 «Стороны света!» Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая
гимнастика
«Заземлитель»,
глазодвигательные упражнения
Основная часть.
Задание
1.
«Учись
уменьшать
и
увеличивать»
Задание 2. «Объедини пословицы»
Задание 3. «Запомни и нарисуй»
Развитие мышления (умение 1
сравнивать).
Развитие
произвольности
движений
(помехоустойчивость).
Развитие воображения.
Развитие
вербальной 1
опосредованной памяти.
Развитие
мышления
(установление
закономерностей).
Развитие
пространственных 1
представлений.
Развитие
вербального
мышления.
Развитие зрительной памяти.
13.
14.
15.
Коммуникат. Упр. «Равновесие».
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
01.2024 «Размышляй-ка!» Вводная часть Настрой на занятие.
«Мозговая гимнастика «Точки равновесия»
Основная часть
Задание 1. «Поверни квадрат»
Задание 2. «Найди одинаковые»
Когнитивн. упр. «Шапка – невидимка»
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
01.2024 «Учимся
Вводная часть
правильно
Настрой на занятие.
ориентироваться!» Мозговая
гимнастика
«Заземлитель»,
телесные упражнения.
Основная часть.
Задание 1. «Логический квадрат»
Задание 2. «Назови по порядку»
Задание 3. «Дружный хлопок»
Коммуникат. упр. «Прощание частью тела»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
01.2024 «Учимся
быть Вводная часть
внимательными!» Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Качание икр»,
растяжка «Лучики»
Основная часть
Коммуникат упр. «Приветствие»
Задание 1. «Составь слова»
Задание 2. «Отыщи числа»
Когнитивн. упр. «Скажи наоборот»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Развитие внутреннего плана 1
действия.
Развитие мышления (операция
сравнения).
Развитие
логического 1
мышления.
Развитие
произвольного
внимания (устойчивость).
Развитие чувства времени.
Развитие мышления (процессы 1
синтеза).
Развитие
произвольного
внимания (переключение).
16.
01.2024 «Стороны света!»
17.
02.2024 «Логические
цепочки!»
18.
Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая
гимнастика
«Заземлитель»,
дыхательное упражнение
Основная часть
Задание 1. «Волшебники»
Задание 2. «Где какая полоска?», «Кольца»
Задание 3. «Говорим по-марсиански»
Когнитивн. упр. «Визуализация цвета»
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Развитие воображения.
1
Развитие
пространственных
представлений.
Развитие
логического
мышления.
Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Качание икр»,
дыхательное упражнение
Основная часть
Задание 1. «Поезд»
Задание 2. «Не путай цвета»
Когнитивн. упр. «Колпак мой треугольный»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
02.2024 «Учимся думать Вводная часть
логично!»
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Точки равновесия»,
массаж ушных раковин
Основная часть
Задание 1. «Найди девятый»
Задание 2. «Найди одинаковые»
Задание 3. «Архитектор»
Когнитивн. упр. «Визуализация человека»
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Развитие
логического 1
мышления.
Развитие
произвольности
(помехоустойчивость
интеллектуальной
деятельности).
Развитие
мышления 1
(установление
закономерностей).
Развитие мышления (операция
сравнения).
Развитие внутреннего плана
действия.
19.
02.2024 «Учимся
познавать!»
20.
02.2024 «Учимся
запомнать!»
21.
Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая
гимнастика
«Шапка
для
размышлений», растяжка с дыханием.
Основная часть
Задание 1. «Совмести фигуры»
Задание 3. «Письмо инопланетянина»
Когнитивн.
упр.
«Зашифрованное
упражнение»
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Развитие внутреннего плана 1
действия.
Развитие чувства времени.
Развитие
опосредованной
памяти.
Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Ленивые восьмерки»,
растяжка «травинка на ветру»
Основная часть
Задание 1. «Объедини по смыслу»
Задание 2. «Поверни квадрат»
Когнитивн. упр. «Зеркальные движения»
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
03.2024 «Учимся
себя Вводная часть
контролировать!» Настрой на занятие.
Мозговая
гимнастика
«Точки
пространства», дыхательное упражнение
Основная часть
Задание 1. «Добавь слово»
Задание 2. «Раскрась фигуру»
Задание 3. Игра «Флажок»
Когнитивн. упр. «Золотая рыбка»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
1
Развитие смысловой памяти.
Развитие внутреннего плана
действия.
1
Развитие слуховой памяти.
Развитие
пространственных
представлений.
Развитие
произвольности
движений
(преодоление
гиперактивности).
22.
23.
24.
03.2024 «Учимся работать
по образцу!»
Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Качание головой»,
телесные упражнения
Основная часть
Задание 1. «Муха»
Задание 2. «Что здесь изображено?»
Коммуникативное упр. «Зеркало»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
03.2024 «Учимся
Вводная часть
сравнивать
и Настрой на занятие.
анализировать!»
Мозговая гимнастика «Качание икр»,
Основная часть
Задание 1. «Отыщи числа»
Задание 2. «Преврати в квадрат»
Задание 3. «Запретное движение»
Когнитивн. упр. «События по порядку»
Релаксация «Росток»
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
03.2024 «Фантазеры!»
Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Точки равновесия»,
растяжка «Дерево»
Основная часть
Задание 1. «Подбери слова»
Задание 2. «Найди недостающий квадрат»
Задание 3. «Закончи рисунки»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Развитие внутреннего плана 1
действия.
Развитие мышления (процессы
синтеза).
.
Развитие
произвольного 1
внимания (переключение).
Развитие
наглядно-образного
мышления.
Развитие
произвольности
движений (умение затормозить
движения).
Развитие
вербального 1
мышления.
Развитие
пространственных
представлений.
Развитие воображения.
25.
04.2024 «Учимся
обобщать!»
26.
04.2024 «Учимся
познавать
запоминать!»
27.
Вводная часть
Развитие вербального мышления 1
Настрой на занятие.
(обобщение).
Мозговая гимнастика «Точки равновесия»
Развитие слухового восприятия.
Основная часть
Задание 1. «Пятый лишний»
Задание 2. «Объясни значение»
Задание
3.
«Назови
и
проверь
постукиванием»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Вводная часть
и Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Ленивые восьмерки»,
растяжка «Подвески»
Основная часть
Задание 1. «Этажи»
Задание 2. «Какой цвет?»
Задание 3. «Найди девятый»
Коммуникат. Упр. «Тяни-толкай»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
04.2024 «Знакомство со Рисование чувства.
страной чувств. Как передать радость. Вербальный и
Радость»
невербальный язык.
Когнитивн. упр. «Визуализация волшебника»
Медитативная техника «Лес».
Развитие внутреннего плана 1
действия.
Развитие
непосредственной
памяти.
Развитие
мышления
(установление
закономерностей).
Развитие
дифференциации
положительных эмоций, снятие
психоэмоционального
напряжения.
Развитие
положительного
отношения к школе.
1
28.
04.2024
29.
05.2024
30.
05.2024
31.
05.2024
«Знакомство со
страной чувств.
Грусть».
«Знакомство со
страной чувств.
Интерес».
Рисование чувства.
Когнитивн. упр. «Визуализация перемещеия»
Медитация «Место, где мне хорошо».
Рисование чувства.
Мои сильные качества. Чем я похожа и чем
отличаюсь от других людей.
Что такое доброжелательность.
Развитие внимания,
рефлексии поведения.
памяти,
1
Развитие
познавательного
интереса к учебе, сплоченности
группы.
Развитие
доброжелательного отношения к
учителю.
0,5
Гнев. Рисование чувства. Сказка о мальчике, Проработка гнева и агрессии в
с которым никто не хотел играть.
рисунке,
знакомство
со
С какими чувствами он дружит?
способами снятия агрессии.
Может ли он принести пользу?
Развитие
конструктивных
Упр. «Рубка дров»
способов
взаимодействия
с
одноклассниками.
Способы преодоления гнева.
Обучение техникам релаксации.
Способы обращения за помощью.
«Знакомство со Рисование чувства.
Коррекция детских страхов в
страной чувств. Страх и его относительность.
рисунке, осознание полезности и
Как справиться со страхом?
Страх».
вреда страхов.
Растяжка «Тянемся к солнышку»
Развитие слабой части личности,
Дыхательное упр.
как способа борьбы со страхом.
Методы преодоления страха
Обучение способам релаксации
и дыхательным техникам.
0,5
«История
канцелярской
кнопке».
о
0,5
32.
05.2024
«Знакомство со Рисование чувства.
страной чувств. Ситуации переживания обиды.
Последствия обиды для личности.
Обида».
Упр. «Тух-тибу–дух»
Способы выражения претензий.
Развитие
конструктивного
общения,
проработка
негативных
переживаний,
обучение способам выхода из
конфликтных ситуаций.
Анализ типичных ситуаций,
связанных с обидой.
0,5
33.
05.2024
«Знакомство со Сказка о слоненке с шариками.
страной чувств. Рисование чувства.
Вина».
Очищаем свое сердце.
Добрые пожелания.
Развитие
творческих
способностей, снятие психоэмоционального
напряжения,
развитие эмпатии.
0,5
34.
05.2024
Итоговая
диагностика
Оценка
динамики
развития
когнитивной, эмоционально –
волевой сферы
0,5
Всего
31
Диагностика когнитивной, эмоционально –
волевой сферы
Список литературы
1. Белинская Е.В. «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников».- СПб.: Речь, 2006г.
2. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. – М.: смысл, 2012. –
264 с.
3. Глозман Ж.М., Соболева А.Е. нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста. М.: Смысл, 2013. - 166 с.
4. Зинкевич – ЕвстигнееваТ.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2001г.
5. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - М., «Академия развития», 2002
6. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа для развития
когнитивной сферы учащихся 1-4 классов). - М., «Академия развития», 2008.
7. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Питер,2013. – 288 с.
8. Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева,
Э.Я. Удалова. – М. : Книголюб, 2007.
9. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофихиологии: Практическое руководство для учителей родителей. – М.,
2001.
10. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Коррекционно – развивающая технология для детей периода интенсивного роста. – Тверь,
2012.
11. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). М., 2015.